ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 38RS0017-01-2024-002413-61 |
Дата поступления | 26.11.2024 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Филончук Екатерина Сергеевна |
Дата рассмотрения | 12.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 26.11.2024 | 16:09 | 27.11.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 26.11.2024 | 17:00 | 27.11.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 28.11.2024 | 09:14 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 29.11.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 28.11.2024 | 09:14 | 29.11.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 28.11.2024 | 09:14 | 29.11.2024 | ||||||
Судебное заседание | 18.12.2024 | 14:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 29.11.2024 | ||||
Судебное заседание | 16.01.2025 | 11:00 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 18.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 14:30 | Зал с/з № 303 | Объявлен перерыв | 17.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 24.01.2025 | 14:00 | Зал с/з № 303 | Объявлен перерыв | 22.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 12.02.2025 | 14:00 | Зал с/з № 303 | Вынесено заочное решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 24.01.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 26.02.2025 | 15:33 | 04.03.2025 | ||||||
Отправка копии заочного решения ответчику (истцу) | 28.02.2025 | 16:50 | 09.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 05.03.2025 | 16:57 | 09.03.2025 | ||||||
Копия заочного решения возвратилась невручённой | 14.03.2025 | 14:34 | 23.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 14.03.2025 | 14:34 | 23.03.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 30.04.2025 | 11:51 | 12.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | АО "Согаз" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Военный комиссариат Забайкальского края | ||||||||
ИСТЕЦ | Кожевникова Елена Викторовна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Макаров Иван Михайлович | ||||||||
ПРОКУРОР | Нижнеудинский межрайонный прокурор | 3808014899 | 1033801014532 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ "75 финансово-экономическая служба" Министерства обороны РФ | 7536115616 | 1105015001167 |
УИД 38RS0017-01-2024-002413-61
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2025 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Филончук Е.С.,
при секретаре судебного заседания Перфильевой Я.Ю.,
с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Грылевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54/2025 (№2-1782/2024) по исковому заявлению Кожевникова Е.В. к Макаров И.М. о лишении права на меры социальной поддержки как родителя при гибели военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Кожевникова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением в котором просит суд признать Макаров И.М., дата обезличена года рождения, не приобретшим право на получение мер социальной поддержки после смерти военнослужащего Макаров В.И., дата обезличена года рождения, погибшего дата обезличена.
В обоснование искового заявления истец указала, что дата обезличена она родила сына Макаров В.И., который погиб при выполнении задач специальной военной операции. Отцом её ребенка является Макаров И.М. Последний раз ответчик видел сына, когда ему было 4 года. В связи с конфликтными ситуациями в семье вынуждены были с сыном переехать жить в <адрес обезличен>. С тех пор ответчик ни разу не интересовался ребенком. В судебном порядке с ответчика взыскивались алименты на содержание ребенка. Исполнительное производство находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя. От уплаты алиментов ответчик уклонялся, скрывался, в связи с чем было заведено розыскное производство, но ответчик так алименты и не платил. О гибели сына ответчик узнал от должностных лиц, разыскавших его в связи с полагающимися ему выплатами в связи с гибелью сына. В организации похорон сына Макаров И.М. не участвовал, помощи не оказывал. Права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя. Считает, что ответчик не достоин быть получателем социальных выплат в связи с гибелью, поскольку ответчик не участвовал в жизни сына, в его воспитании и содержании, не заботился о его здоровье, физическом и психическом духовном, и нравственном развитии, в его обучении. Воспитывала и содержала сына истец одна. Считает, что ответчик не приобрел право на получение установленных законом выплат в связи с гибелью сына при исполнении им обязанностей военной службы, поскольку на протяжении всей жизни ответчик не выполнял свои обязанности по воспитанию и содержанию сына, не заботился о его нравственном и физическом развитии, обязанности отца не исполнял. Полагает, что при таких обстоятельствах ответчик не имеет права на получение выплат, связанных с гибелью сына.
Определением суда от дата обезличена к участию в деле на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) для дачи заключения по делу привлечен Нижнеудинский межрайонный прокурор.
В судебное заседание истец Кожевникова Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, между тем в судебном заседании, проведённом ранее посредством видеоконференц-связи, истец настаивала на удовлетворении иска, дополнительно к указанному в исковом заявлении, указала, что, несмотря на то, что ответчик является биологическим отцом Макаров В.И., он никогда не оказывал никакой помощи. Пояснить куда именно она предъявила исполнительный лист о взыскании алиментов, не может в связи с давностью событий. После прекращения семейных отношений она проживала с детьми в <адрес обезличен>. Ответчик оставил детей без какой-либо материальной помощи и моральной поддержки. В период совместного проживания ответчик Макаров И.М. злоупотреблял спиртными напитками, устраивал скандалы в семье. Все эти годы ответчик не поддерживал отношений с сыном Макаров В.И., который нашел его через социальные сети. Между тем ответчик не выходил на связь с Макаров В.И.. Макаров И.М. материально не помогал, алименты не выплачивал, уклонялся от выполнения обязанностей родителя. В дальнейшем ответчик также не интересовался судьбой сына. Ответчик не знал, что Макаров В.И. был осужден. Макаров И.М. стал интересоваться сыном после получения уведомления о его гибели с целью получения денежных выплат. Алименты ответчик не платил, в организации похорон сына участия не принимал.
Ответчик Макаров И.М. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Забайкальского края по доверенности Трофимова Л.Н. в отзыве на исковое заявление указала, что по сведениям, имеющимся в военном комиссариате, Макаров В.И., находясь в местах лишения свободы в исправительной колонии номер обезличен, заключил контракт с Министерством обороны РФ, зачислен в списки личного состава войсковой части 46102, погиб в ходе проведения специальной военной операции дата обезличена. В числе родственников Макаров В.И. указал только мать Кожевникова Е.В.
Третье лицо Федеральное казенное учреждение «75 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суду не известно.
Помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Грылева А.В. согласна на рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд на основании части 1 статьи 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Макаров И.М. в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от дата обезличена № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от дата обезличена № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от дата обезличена № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от дата обезличена № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от дата обезличена № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен-П, от дата обезличена номер обезличен-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН дата обезличена) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 СК РФ).
Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 - 4 статьи 67 ГПК РФ).
Судом установлено, что Макаров В.И. родился дата обезличена в <адрес обезличен>; его родителями являются: отец Макаров И.М., дата обезличена года рождения, мать Кожевникова Е.В., дата обезличена года рождения.
дата обезличена Макаров В.И. умер; место смерти: <адрес обезличен> что подтверждается актовой записью о смерти, свидетельством о смерти.
Кроме того, судом установлено, что Макаров В.И. при жизни состоял в браке с Бурковой (после регистрации брака Макаровой) Л.Ю., который расторгнут.
Согласно ответа Нижнеудинского РОСП ГУФССП России по Иркутской области, по состоянию на дата обезличена исполнительный документ в отношении должника Макаров В.И., дата обезличена года рождения, о взыскании алиментов в пользу взыскателя Кожевникова Е.В. на принудительное исполнение не поступал.
На судебный запрос от Черновского районного отделения судебных приставов г.Читы Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю дата обезличена поступил ответ, согласно которому данных ПК АИС ФССП в Черновском районном отделении судебных приставов г. Читы исполнительное производство в отношении должника Макаров И.М. не возбуждалось, испольные документы не предъявлялись.
Между тем на запрос суда от Черновского районного суда <адрес обезличен> поступила копия постановления суда номер обезличен о взыскании с Макаров И.М. в пользу Кожевникова Е.В. на содержание сына Макаров В.И. алиментов, вступившего в законную силу дата обезличена.
Так, истец Кожевникова Е.В. суду пояснила, что в связи с давностью событий не помнит куда именно предъявляла исполнительный лист для взыскания алиментов - приставу или работодателю ответчика.
Согласно адресно-справочной информации отдела по вопросам миграции ОМВД России по Нижнеудинскому району от дата обезличена номер обезличен Макаров И.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>, с дата обезличена по настоящее время; Макаров В.И., дата обезличена г.р. зарегистрирован по месту жительства: <адрес обезличен> с дата обезличена по настоящее время.
Сведений о привлечении к административной, уголовной ответственности ответчика Макаров И.М. судом не установлено.
Согласно справкам ОГБУЗ «Нижнеудинска РБ» Макаров И.М. на учете у врачей психиатра, нарколога не состоит.
Отдел опеки и попечительства граждан по Нижнеудинскому району в ответе на запрос сообщил, что сведений в отношении Макаров И.М. в базе не имеется, кроме того, сведения в базу данных Управления министерства по Нижнеудинскому району вносились с дата обезличена, а Сегмент АИСТ ГБД вносятся с дата обезличена.
Кроме того, судом допрошены в судебном заседании, посредством видеоконференц-связи с Читинским гарнизонным военным судом свидетели со стороны истца.
Свидетель Кожевникова Е.Е. суду показала, что истец Кожевникова Е.В. является её матерью. Макаров И.М. на связь с ними никогда не выходил, не общался, материальной помощи не оказывал, никогда не звонил, с днем рождения сына не поздравлял, вычеркнул их из своей жизни. В том числе связь с погибшим братом Макаров В.И. не поддерживал, не знал о его браке, о разводе, о том, что попал в места лишения свободы. О смерти Макаров В.И. узнал от сотрудников военкомата, между тем не присутствовал на похоронах сына.
Свидетель Кожевникова З.В. суду показала, что приходится родной сестрой истцу Кожевникова Е.В. В период совместной жизни её сестры и ответчика, жизнь у сестры была тяжелой. В семье были постоянные скандалы, ругань, драки, что привело к распаду семьи. Елена сразу подала на алименты, которые ответчик не платил и скрывался от органов принудительного исполнения. Макаров И.М. ненадлежаще исполнял свои родительские обязанности в отношении сына, после ухода из семьи не заботился о его воспитании, не обеспечивал его содержание. После достижения Макаров В.И. совершеннолетия ответчиком также не предпринималось мер к восстановлению семейных связей с сыном.
Суд не находит оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей, наличия какой-либо их заинтересованности в исходе дела суд не усматривает и считает, что их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Так, истец Кожевникова Е.В. в обоснование своих требований о лишении Макаров И.М. права на выплату указывает, что Макаров И.М. недостоин быть получателем спорных сумм в связи с гибелью в период прохождения военной службы их сына Макаров В.И., принимавшего участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, поскольку Макаров И.М. не проявлял должной заботы о своем сыне Макаров В.И., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не заботился о здоровье своего ребенка. Макаров И.М., проживая отдельно от своего ребенка Макаров В.И., не предпринимал действий для участия в его воспитании и развитии. Кожевникова Е.В. одна вырастила и воспитала сына Макаров В.И., сын с дата обезличена года был зарегистрирован с ней по месту жительства в <адрес обезличен>, отец к нему никогда не приезжал с <адрес обезличен>.
В случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
При определении круга членов семьи погибшего военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель исходит из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание, а также в компенсации нравственных потерь.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства и справедливости, принципа недопустимости злоупотребления правом, указанный в нормативных правовых актах круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию, материальному содержанию такого лица, имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, взаимную поддержку и помощь, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Поскольку судом установлен факт длительного уклонения ответчика от исполнения своих родительских обязанностей в отношении Макаров В.И. и также факт полной утраты семейных связей между ними, кроме того, при заключении контракта с Министерством обороны Макаров В.И. в качестве родственников указал только мать Кожевникова Е.В., то требования истца Кожевникова Е.В. о признании ответчика не приобретшим права на денежные выплаты, полагающиеся членам семьи погибшего военнослужащего Макаров В.И., суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кожевникова Е.В. к Макаров И.М. о лишении права на меры социальной поддержки как родителя при гибели военнослужащего - удовлетворить.
Признать Макаров И.М., дата обезличена года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации номер обезличен, не приобретшим право на получение мер социальной поддержки после смерти военнослужащего Макаров В.И., дата обезличена года рождения, родившегося в г.Чита, погибшего дата обезличена.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.С. Филончук
Мотивированный текст заочного решения суда изготовлен дата обезличена.
